Обучение Стантрайдингу
Стантрайдинг - это профессиональный вид мотоспорта, который требует профессионального подхода с регулярными тренировками. Несмотря на то, что далеко не все топовые мировые райдеры имеют личного тренера и механика, очевидно, что чем меньше времени уходит на ремонт и анализ ошибок, тем больше времени остается на тренировки. Освоить все базовые элементы и даже некоторые профессиональные вполне можно самостоятельно, без сторонней помощи. Немало примеров, когда любители достигали высокого уровня и даже хорошо выступали на соревнованиях, тренируясь в одиночку. Для этого достаточно подготовить стантбайк, ознакомиться с теоретическими основами и практиковаться на площадке как можно регулярнее.
Стант тренировки очень полезны с точки зрения навыков управления мотоциклом. Начальные этапы всех трюков - это тренировка навыков экстремального вождения.
Стоппи - это умение экстремально тормозить, блокировать переднее колесо, загружать вилку на любом покрытии. Дрифт - это умение контролировать букс и занос заднего колеса на любой скорости, на песке, грязи, в дождь. Вилли прокачивает чувство баланса и синхронизацию газа со сцеплением. Флет трюки дают умение управлять весом мотоцикла за счет энергии подвесок и тормозов. Акробатика развивает контроль на низкой скорости в любых положениях. Освоить эти навыки можно только на подготовленном мотоцикле, который не жалко уронить, и только через тренировки. Ни в одной мотошколе этому не научат, потому что нет специальных мотоциклов, и никто не хочет брать ответственность за возможные травмы.
Про подготовку стантбайка есть несколько статей в нашем журнале и видео на канале. Для начала хватит клетки, легкого выжима сцепления, руля или регулируемых клипонов и рамки 12 часов.
По мотоэкипировке все просто - лучше полный комплект, но все должно быть удобно. На деле все катаются в шлеме, перчатках, спине и наколенниках. Наколеники очень важны, а мотоботы нет, потому что они притупляют чувство лапки тормоза. Перчатки желательно легкие, без жесткой защиты. Защитный панцирь удобнее черепахи: его легче снимать и надевать, плюс он не сковывает движения.
В этой статье мы собрали обучающие видео с нашего канала по теме стантрайдинга, которые будут полезны всем начинающим и сэкономят очень много времени, а возможно и здоровья.
Вилли
Самый популярный, но далеко не самый полезный с точки зрения навыков управления трюк - езда на заднем колесе или "вилли". С чего начинать и как развиваться - индивидуально, но есть несколько интересных выводов, к которым пришло стант сообщество на основе опыта множества райдеров:
- Вилли сидя дается намного труднее, чем в позиции стендап. Многие рекомендуют начинать с него, потому что потом поехать в стендап позиции будет очень легко.
- При освоении кругов начинать надо с левых, несмотря на то, что они труднее. Левые круги открывают больше возможностей для освоения новых трюков. В правых кругах трюков практически нет.
- Давление в колесе желательно не спускать сильно, и постоянно увеличивать в процессе развития. На низком давлении мотоцикл стабильнее и на первых парах им проще управлять. Низкое давление не развивает чувство баланса. По сути умение ездить на низком давление не позволяет сделать классное быстрое вилли, в том числе и на стоковом мотоцикле. Профессионалы катаются на давлении от 3.5 до 7 атмосфер.
- Модель задней покрышки для вилли не имеет большого значение, главное, не использовать спортивные баллоны, на которых мотоцикл очень валкий.
- При освоении хендбрейка важно уметь пользоваться тормозом в сочетании со сцеплением, а не только одним тормозом. Умение тормозить без умения выжимать сцепление практически ничего не дает. Для этого отлично подходит упражнение восьмерка, в которой на смене направления выжимается сцепление.
- Переходить к профессиональным трюкам без базы (круги, костер, хендбрейк) неэффективно. Потребуется больше времени, будет больше падений и на выходе неуверенное исполнение с низкой стабильностью.
Все базовые вилли на ножном тормозе (вилли сидя, костер, скрейп) можно сделать практически на любом стоковом мотоцикле. В нашем журнале и в интернете полно подобных видео. Если базовые вилли не поддаются, то имеет смысл потренироваться на тренажерах: вилли машине и вилли пауке.
Дрифт
С точки зрения гражданских навыков управления мотоциклом, дрифт - это самый полезнй трюк в стантрайдинге. Умение включать/выключать и контролировать занос заднего колеса позволяет уверенно ездить по любым дорогам в любых погодных условиях. Для освоения дрифта на мотоцикл достаточно поставить клетку и легкий выжим сцепления.
Многие осваивают дрифт через бернаут, потому что бернаут очень простой трюк. На деле умение делать бернаут практически бесполезно, потому что самое сложное в освоении дрифта - научиться контролируемо срывать колесо в заносе. Тем не менее бернаут полезный трюк, который можно легко повторить на стоковом мотоцикле, и который иногда используют профессионалы, чтобы подымить.
Покрышка при тренировках дрифта имеет большое значение. Лучше использовать дорожную резину с плоским профилем и твердыми боками. Желательно не менять модель, тогда не прийдется вкатываться и терять время каждый раз после шиномонтажа.
На мокром асфальте зацеп плохой, поэтому проще сорвать колесо и сложнее словить хайсайд - это можно использовать на первых порах.
Дрифт можно сделать на любом стоковом мотоцикле. Даже если не хватает мощности двигателя, можно перейти в дрифт через бернаут или выставить ногу.
Стоппи
Полноценное стоппи с хорошим прокатом в угле - это профессиональный трюк. На любительском уровне вполне можно освоить стоппи 180 и по прямой в недоугле, со средним прокатом. Стоппи нельзя освоить быстро, через падения. Этот трюк требует медленной постепенной адаптации и большого наката на тренировках. Никаких универсальных методик нет. Кто-то тренируется увеличивая длину проката, а кто-то угол подъема заднего колеса. В любом случае необходимо уметь правильно загружать вилку, не бояться блокировки переднего колеса, уметь возвращать контроль над мотоциклом и очень тонко чувствовать передний тормоз.
- При тренировках стоппи важно вовремя менять переднее колесо, не допуская большой выроботки профиля. Так не потребуется привыкать к новому балону каждый раз после замены.
Даже профессиональные стоппи можно сделать на любом современном стоковом мотоцикле (кроме чопперов с большим наклоном вилки). Достаточно посмотреть заезды Майка Дженсена и Ены Ватанена в начале их карьеры, чтобы убедиться в этом.
Флет
Флет трюки (вип, шафл, баник) интересны тем, что их можно повторить практически на любом стоковом мотоцикле. Для тренировки достаточно только клетки. Профессионалы делают флет трюки в сочетании с дрифтом, вилли и стоппи.
Акробатика
Акробатические трюки в современном стантрайдинге теряют популярность, потому что не имеют отношения к мастерству управления мотоциклом. Но есть классика, которая остается в профессиональном спорте и всегда будет частью стант шоу. Крест, стойка на голове, вольт (прыжок с разворот), различные позиции на мотоцикле и их комбинации смотрятся интересно, волнительно и очень нравятся зрителям.
Статистика накапливается, меты меняются, знания прибавляются, процесс развития индивидуален. В любом случае, тем что хочет самостоятельно заняться стантрайдингом, эта информация будет полезна. Индивидуальный подход можно получить только на занятиях с тренером.