Стоппи Разные Вариации Теория
Обычное (роллинг) стоппи
Положение тела на байке специфическое: держите тело по центру и стремитесь сохранить баланс. Вы должны сидеть ровно по центру байка, смотреть вперед, плечи ровные, а руки напряжены. Перенося вес тела рывком вперед, вы поднимаете заднее колесо. Сначала нажимайте сильно, около 80 процентов от полного усилия, затем уменьшите давление на рычаг тормоза, в момент когда байк встанет на переднее колесо. Перенос веса очень важен. Перед началом торможения переместитесь вперед, загружая переднее колесо. Перемещение начните с середины сидения. Перемещайте плечи вперед-вверх и скользите по сиденью вперед к бензобаку до тех пор, пока почти не перестанете сидеть на сиденье. Когда передвинулись вперед, держите тело ровно насколько это возможно. Держите руки и локти прямо, так как любое изменение их положения неумышленно приведет к изменению положения байка. Как только зад байка начнет подниматься вверх, постепенно отпускайте тормоз по мере приближения к точке баланса. Чем дольше жмете на тормоз, тем выше поднимается колесо. Вы почувствуете, что находитесь около точки баланса, когда заднее колесо будет находиться в воздухе. Не делайте попыток подняться вверх или опуститься вниз. Я стал проезжать в точке баланса гораздо дальше, используя тормоза не более, чем на 5 процентов. При выполнении обычного стоппи, вы не должны задумываться об управлении, держите руки прямо и сидите ровно. Когда вы начнете действительно далеко проезжать на переднем колесе, тогда стоит задуматься о управлении байком. Различие между 50 метровым роллинг стоппи и 200 метровым только в управлении байком. Управление байком во время роллинг стоппи точно такое же, как и в обычном положении, т.е. контрруление. Если хотите повернуть направо, то нажмите на правую ручку, и байк повернет направо. Чем выше задран байк, тем легче им управлять. Вы должны держать тело ровно в момент касания колеса земли. Любые Ваши движения во время роллинг стопи, влияют на управление байком. Не волнуйтесь, если не добираете 8-10 градусов до точки баланса, зато вы не превернетесь. Иногда я нажимаю задний тормоз перед тем как опустить заднее колесо. Это останавливает болтание цепи и натягивает ее, позволяя приземлить колесо без звонкого удара. Беззвучное приземление – маленькая стильная фишка.
Разворот на переднем колесе на 180 градусов
Перед тем как начать пробовать делать это, вы должны научиться просто ездить по прямой. Я сам не брался за разворот 180 пока не научился делать обычное стоппи. Теперь, когда вы уже умеете просто ездить, умышленно поворачивайте руль таким образом, чтобы жопа мотоцикла начинала описывать круг. Тут надо обратить внимание на то, что очень важна скорость при которой начинается это движение. Варианты слишком медленно или быстро не подходят. Подбирать советую опытным путём.
Итак как делать 180:
-
Поднимаем мотик на переднее, в точку баланса и едем прямо. Когда будете делать 180, баланс уже не будет необходим, больше внимания стоит уделить рулению. Но помните, чем выше жопа, тем легче рулить, и тем плавнее жопа заходит на круг.
-
Короче уже едем. Теперь начинаем поворот при помощи очень интересного приёма - контрруление. Главное усилие надо приложить именно на руль, тут может потребоваться сила для того, чтобы жопа начала поворачивать.
-
Следите за положением тела: вы должны всегда быть "над" мотоциклом, чтобы контролировать поворот, а не поворачивать вместе с ним.
Стоппи с одной рукой
Сделайте обычное роллинг стоппи, и когда байк приблизится к точке баланса, уберите левую руку с руля. Это довольно легко. Суть этого трюка в том, что надо очень крепко держать руль правой рукой, и не дать байку уйти в сторону, когда убираете левую руку с руля. Когда убираете левую руку с руля, вы должны быть абсолютно уверены, что правая рука не дрогнет. Не держите ее полусогнутой, иначе получите нехилый расколбас и упадете. Помогайте удерживаться себе на байке ногами, т.к. одной рукой Вы себя не удержите на байке. Для того чтобы это сделать, вам нужно весь свой вес перенести на бак и уцепиться за него, обхватив его коленями, так чтобы вы не давили рукой на руль. Я всегда включаю нейтральную передачу при выполнении этого трюка, чтобы не опускать байк с отпущенным сцеплением без контроля.
Высокое кресло
Этот трюк только для продвинутых стантрайдеров. Самый жесткий момент в этом трюке, это посадка на бак, чтобы ноги были спереди мотоцикла. Это нужно делать очень быстро. Я прыгаю прямо с подножек на бак. Кладу руку на ветровое стекло, примерно чуть правее середины и прыгаю вверх и вперед, перенося ноги вдоль мотоцикла, и кладу их на ветровое стекло. Рука на ветровом стекле является ограничителем моего прыжка вперед. Это выглядит реально круто, но на самом деле я передвигаю свою задницу всего на 15 см вперед. Другой рукой Вы можете делать, что хотите: я обычно махаю ей, как клоун на родео. Когда поднимете байк в стоппи, держась за рукоятки и сидя на баке, основной упор придется на ветровичок. Важно, чтобы пластик выдержал весь ваш вес. “Высокое кресло” требует меньшего начального усилия на тормоз, т.к. хвост байка поднимается вверх гораздо быстрее. Вы не должны думать о переносе веса тела вперед, весь ваш вес и так загружает переднее колесо. Заднее колесо не поднимается так высоко, как при обычном стоппи – точка баланса находится ниже. Стоппи “ногами вперед” короче чем обычное, т.к. труднее контролировать хвост байка. Вы не можете держать байк коленями. Вы даже не можете контролировать прямолинейность движения в таком положении. Вы не должны полностью останавливаться во время выполнения “Высокого кресла ”, всегда оставляйте небольшой запас по скорости , чтобы успеть слезть с бака до полной остановки.
Стоппи “без ног “
Когда начнете практиковать роллинг стопи, то стопи “без ног” наиболее легкая разновидность роллинг стопи. В основном тоже самое, что и при обычном стопи, но вы держите весь свой вес руками и не держитесь коленями за бак. Посадка та же, что и при обычном стопи. Стопи “без ног” намного легче, чем стопи с одной рукой, так как Вы не должны думать о контроле руля, когда убираете ноги с подножек. Вы можете выставлять ноги в стороны намного быстрее, чем убирать руку с руля. Только помните: не убирайте ноги до тех пор, пока не упретесь в бак, иначе можно повредить себе кое-что.
Подготовка к стоппи
Я никогда не настраивал переднюю вилку на своем GSXR 750 ’00. Я сам по себе некрупный парень и заводские настройки полностью устраивают меня. Только убедитесь, что у вас достаточный преднатяг пружин и сжатие демпфирования, так вы не окажетесь в ситуации, когда вилка полностью сжата, а Вы едете на переднем колесе. Можно перевернуться. Спустите давление в передней шине до ~1,7-1.8 атм, это даст вам большую площадь контакта с дорогой и поможет поднимать моц в стоппи уверенней. Армированные тормозные шланги очень рекомендую поставить. Для большей чувствительности я использую колодки Ферродо. Проверяйте тормозную систему постоянно, особенно, если делаете стоппи с большой скорости или делаете много стоппи. Я специально посадил на фиксатор резьбы все болты тормозного суппорта на вилке. Я разворачиваю клипоны пошире, т.к. более широкая позиция позволяет легче управлять и более удобно держаться. Всегда ставьте рулевой демпфер! Расколбас во время роллинг стопи очень хреновая вещь.
С чего начать
Начать нужно с подготовки мотика и полного комплекта мотоэкипировки, которая спасет ваш задницу, когда перевернетесь. Большинство людей думает, что лучший способ научиться делать стопи, это детское стопи: разогнаться до 10 км/ч и резко нажать на передний тормоз, зад мотоцикла резко подскочет вверх. Передняя вилка очень резко сжимается и разжимается, так очень легко сорвать перед мотоцикла, перевернуться вперед и пробить вилку. Лучший способ сначала быстро, а затем медленно и плавно нажимать на тормоза. Когда вы почувствуете, что колодки начали немного тормозить, немного привстаньте и еще немного нажмите на тормоза. Если будете делать так постоянно, то скоро почувствуете, что заднее колесо понемногу плавно поднимается вверх, но не резко. Резкое торможение приведет к блокировке колеса, скольжению и перегрузке передней подвески. Когда почувствуете, что высоко поднимаете моц, отпускайте тормоз плавно, заднее колесо плавно опуститесь на землю. Замедляясь и увеличивая тормозное усилие, ориентируясь на свое чувство равновесия, вы будете выходить в точку баланса в мгновение ока.
Безопасность
Разные теории корректировки стоппи - ацтой. Когда вы почувствовали, что прошли точку баланса, ам мало что поможет исправить ситуацию. Это не вилли, где вы можете нажать на задний тормоз или закрыть газ. Во время стоппи байк обычно на передаче и с выжатым сцеплением. В теории можно бросить сцепление и открутить газ, гироскопический момент заднего колеса вернет мотоцикл обратно. Но в реальной жизни, вы быстро проходите точку баланса и переворачиваетесь. Если стоппи было бы так легко сделать, то все бы так делали.