Интервью с Маратом Канкадзе
Сгоняли зимой к Марату Канкадзе на его зимний тренировочный спот. Заценили его новый мотик, новые трюки и пообщались на разные темы. Ниже интервью с самыми интересными моментами!
Николай: Марат, ты выступал на самой крутой выставке INTERMOTO вместе с Крисом Пфайфером, представлял Россию на этом мероприятии. Расскажи о своих впечатлениях, что ты привнес и узнал оттуда.
Марат: Мне выпала честь представлять Россию на действительно крупнейшей международной выставке INTERMOTO. Я был очень рад этому, т.к. это новый опыт, а я никогда не катался в Европе. По большей части я езжу в России. INTERMOTO - очень интересное, хорошо организованное мероприятие. В день было по несколько шоу, но я катался в команде с голландским райдером. Зовут его Вари Андергаф, он выступает на мотоцикле Harley Davidson. Этот тип мотоциклов нечасто используется для стантрайдинга. Также мы катались с Крисом Пфайфером и другими райдерами. Я, считаю, очень достойно показал себя там, держался четко в серединке.
Николай: Расскажи про стиль катания. Отметил ли ты, что в стантрайдинге что-то происходит, появляются какие-то другие фишки, или мы идем на уровне, и в принципе, все то же самое?
Марат: Уровень катания у наших райдеров не хуже, чем в Европе, это абсолютно точно. Я имею в виду топ-райдеров, которые участвуют в чемпионатах, которые стремятся к достижениям, т.е. у ребят хороший уровень, а вот немецкий стиль катания - он отличается. Стантрайдинг в Германии имеет свой почерк, некий стиль, это все-таки «old-school» -трюки, мало джампов, мало быстрой смены комбинаций, но, тем не менее, отличается очень хорошим качеством. Райдеры, в основном, представляют мотоциклетные бренды. Кто-то, например, катается за KTM, кто-то за Husqvarna, кто-то за Aprillia, кто-то за Suzuki. Мотоциклы все очень хорошо подготовлены, выглядят практически как стоковые.
Николай: Т.е. тренд такой, что в мотоциклы вносится минимум внешних изменений?
Марат: да, внешних изменений очень мало. Могу сказать, что из 12 человек, которые выступали, было всего лишь два Kawasaki 636, остальные мотоциклы были такие, которых мы не видим на рынке стантрайдинга.
Николай: Т.е., в принципе, все эти стереотипы, это по большому счету, пережиток, F4i, ZX636?
Марат: наверное, они удобные для райдеров, которые не катаются за мотоциклетный бренд, но если райдер имеет уровень, и компания ему предлагает спонсорский контракт, то он выбирает и мотоцикл спонсора, т.е. если это Suzuki, например, то и мотоцикл должен быть соответственный.
Николай: Марат, ты там, по-любому, удивил всех своих мотиком.
Марат: (смеется). Да…
Николай: Расскажи о своем сотрудничестве с Husqvarna?
Марат: Это Husqvarna SMR 511, изначально рожденный как супермото, сейчас у меня два абсолютно одинаково подготовленные мотоцикла -«клона», один из которых тренировочный, а второй-основной, который я могу использовать для шоу. Мотоцикл немного более тяжелый, чем мои предыдущие CRF и Yamaha WR. Это и плюс и минус. У него отличается и коробка передач: передачи более короткие, чем у CRF. У CRF был плюс в том, что первая передача очень длинная, а здесь она короткая. Но мотик, в целом, мне очень нравится, у него очень красивый дизайн. Я предпочел в этот раз не изменять заднюю часть, чтобы мотоцикл выглядел более тяжеловесным, чтобы было как можно меньше внешних изменений в бугеле. Но CRF был очень мощный, легкий, дерзкий, злющий мотоцикл. Husqvarna более тяжелая, мотор у нее более эластичный, для стантрайдинга, возможно, он все-таки полегче, т.е. делать трюки на нем проще.
Николай: Почему супермото в мире не самый популярный класс в стантрайдинге, хотя, реально на нем трюки выглядят классно и необычно, и, мне кажется, арсенал расширяется, потому что можно подключить оффроуд, джамп. Но почему-то, все равно на сегодняшний день в мире, это не самый популярный класс?
Марат: Все-таки, шоссейные мотоциклы более тяжеловесно выглядят, т.е . людям они больше нравятся, потом, на спортивных мотоциклах, которые, в основном, используют стант-райдеры, для выступлений, присутствует широкий бак, широкое сиденье, клетка, т.е. там очень много мест, куда вы можете сесть. На супермото все тяжелее, ведь мне приходится прыгать по очень узкому сиденью и делать для себя какие-то подножки, поэтому тут возможности для некоторых трюков ограничены. Например, если здесь сделать распорку, то она выглядит по-другому, потому что я сижу на сиденье, и у меня нет бензобака. А распорка и хайчеир, - все равно же делаются на мотоцикле. Поэтому я практически не делаю хайчеир, потому что она выглядит нелепо на супермото.
Николай: Марат, получается, что в сезон у тебя постоянно какие-то выступления, мероприятия, фэсты, не считая спортивных турниров. А когда ты тренируешься и прогрессируешь?
Марат: В основном, прогресс у меня идет зимой, пока я тренируюсь. Сейчас весь сезон можно тренироваться в закрытом картодроме. Летом мы ездили в Сочи. Конечно, я поддерживаю форму, прогрессирую, но не делаю ничего рискованного, потому что не могу подводить партнеров, которых приглашают на мероприятия. Сейчас наша команда делает около 40 шоу в сезон и около 20 съемок в различных передачах и кинолентах, поэтому выступления происходят практически по два раза в неделю.
Николай: График у тебя плотнейший!
Марат: Да, поэтому сейчас у нас уже цель не победа в соревнованиях, а именно участие и поддержка своего уровня и качественное шоу.
Николай: А сколько за зиму удается трюков изучить? Насколько ты повышаешь уровень?
Марат: стабильно за зиму мне удается выучить около 5-6 трюков. Например, в ту зиму я хорошо разучил круги сидя, это сложная вещь. Многие говорят, что она сложная, это действительно так, ушло много времени на то, чтобы стабильно заходить, кружиться. Потом, отпускание рук в кругах: в левую, в правую сторону, обе руки, и всевозможные связки.
Николай: Сильно заморачиваешься с настройками мотоцикла? Многие, например, считают количество зубов на звездах, давление в шинах… А кто-то «на пофиг» все делает. Ты как к этому относишься?
Марат: Я, наверное, 50 на 50. Не слишком заморачиваюсь, но и уделяю этому, все-таки, достаточно внимания. Иногда бывает такое, что, например, трюк не идет из-за того, давление не соответствует в колесе. У меня есть свой «setup», к которому я привык и которого придерживаюсь, но иногда я его тоже меняю. Например, сейчас я увеличил давление до 2.5 атмосфер в заднем колесе. Вкатался в абсолютно новый баллон, поставил его, не тер ничего, он был круглый, даже яйцевидный. И я всю зиму вкатывался в этот баллон, чтобы не испытывать проблем при смене колеса, на соревнованиях или на шоу. Т.е. я «прикатался» к плоскому, который уже затертый и тут же меняю на новый. Все стантрайдеры знают, как это тяжело. Кому-то хватает нескольких минут, а мне нужно несколько часов, чтобы вкатить в новый баллон, тем более, на жестком давлении.
Николай: На больших мотоциклах существует огромная разница между накачанным баллоном в 2.5 атмосферы и 1.5 атмосферы – это принципиальная разница. На супермото - это то же?
Марат:Да, то же самое, конечно. Только здесь вес мотоцикла меньше, соответственно, это тоже нужно учитывать. У меня давление 2.5 атмосферы, т.е. на шоссейке оно должно быть 2.8 атмосферы.
Николай: А ты к этому пришел изначально или постепенно?
Марат: Постепенно. Я тоже сначала катался на спущенном колесе, потом увеличил. Очень долгое время катался на двойке. Но т.к. мотоцикл легкий, то буксовать приходится тяжело, у меня постоянно происходят срывы переднего колеса, поэтому мне пришлось увеличивать давление, чтобы у меня букс шел легче, чтобы контакта было меньше. Игорь Киселев, наша икона, он вообще катался на 3.5-3.6 атмосферах. Это совершенно безумное давление. При этом он всегда заявлял о том, что у него всегда и везде «одно пятно», т.е. он знает, как себя мотоцикл ведет в разных углах, и он стабилен всегда.
Николай: Марат, ты же, еще и инструктор, сам преподаешь. Вот я бы хотел поинтересоваться, учится ли кто-нибудь стантрайдингу, не езде на мотоцикле, а именно трюкам, и есть ли у тебя персональные ученики?
Марат: Да, конечно. Я до сих пор преподаю и буду преподавать в нашей школе «Pilot Racing Team». В том числе я веду мастер-классы по стантрайдингу. Приходит очень много людей. Основная масса, конечно, просто хотят попробовать, что такое поехать на заднем колесе, немножко подергать, ощутить, как это. Есть и более профессиональные люди, которые хотят развиваться в этом виде спорта. В принципе, я готов учить любого и делиться секретами, которые знаю, поэтому всегда приглашаю всех желающих ко мне на тренировки. Ко мне всегда можно записаться, единственное, что я не всегда в школе.
Николай: Т.е. тебя можно найти, и ты достаточно открытый человек?
Марат: И открытый, и отвечаю всем, кто задает вопросы по делу. Кроме, конечно, вопросов: «Какой мне мотоцикл купить для стантрайдинга?». Для этого есть Stuntex.ru (смеется).
Николай: Да, там и так уже все разжевано, и все равно приходит куча вопросов.
Марат: А мне таких вопросов приходит десятки в день, поэтому я им вежливо отвечаю, даже на такой случай есть заготовленное для ответа письмо. А когда человек спрашивает по делу, что-то не получается, или уже разобрался, или сам нашел информацию… Например, когда мне нужно было узнать секрет как делать эндо 180, это был 2006-или 2007 год, я провел на американских и европейских сайтах, переводя интернет-форумы, 3 дня, и, наверное, 3 полных ночи, пока я не нашел секрет, что здесь нужно сделать так, что здесь должно быть определённое давление, и вот тогда у вас все получится, а если вы сделаете вот таким образом, то трюк у вас не получится.
Николай: Все очень тонко, да?
Марат: Да, конечно. А сейчас, если меня человек спрашивает: «А как мне сделать этот трюк?», то мне, конечно, приходится вежливо говорить: «Ну, как-то он у меня получается» (смеется)».
Николай: Стантрайдинг, - это спорт, или шоу? Что это для тебя?
Марат: В первую очередь, я считаю, что это шоу, конечно. Т.е. это некий цирк на мотоцикле, мастерское владение мотоциклом. Конечно, это красиво, это арт, по-своему, это искусство. Но если мы говорим о спец-соревнованиях, то это уже получается соревновательное шоу, как фигурное катание.
Николай: В Европу собираешься в следующем году?
Марат: Обязательно в следующем году поеду в Европу. В этом году удалось съездить 2 раза. Был в Кёльне, и был в Евротуре со своей дочерью. Просто катались везде, также нам удалось покататься в Амстердаме с райдерами, потому что в Кёльне я познакомился со многими ребятами-райдерами, и теперь имею приглашение в Германию, Францию и Голландию на площадки, на которых можно официально кататься.
Николай: Что такое «официальная площадка»?
Марат: В Европе сложно кататься, где захочешь, кататься нельзя нигде. Поэтому райдер получает разрешение у властей на использование площадок, например, в субботу-воскресенье около парковок магазинов и т.д. Т.е. стантрайдерам выдается официальная бумага, так сделано везде в Европе, и они вполне на законных основаниях катаются, никто их не гоняет. И если приезжает полиция, то у них есть разрешение, что они на законных основаниях тренируются. Но это обычная европейская практика, т.е. они не запрещают, а помогают, идут навстречу. Например, Джуллиан Пол имеет разрешение кататься на парковке в порту на протяжении второй половины пятницы, субботу и воскресенье.
Николай: Ничего себе!
Марат: Да-да. В основном, это уик-енды, но у каждого есть разрешение.
Николай: Ну а у нас все как раз наоборот, кататься вообще негде. Например, лично нас не раз прогоняли с Боряном с площадок супермаркетов. Вот вы, москвичи, особенно на севере, катаетесь на Ходынском поле, кстати, его закрыли. Как это будешь решать летом?
Марат: Я катаюсь в основном у себя на стадионе, на Ходынку очень редко езжу. Но там тоже есть сложности: у нас же аренда, и катаются ученики. Я катаюсь, когда кто-то не пришел. Но у меня есть пару секретных мест, которые я не раскрываю, куда я могу приехать и потренироваться, но всем известно, что площадку найти крайне сложно.
Николай: Это большая проблема.
Марат: Да, действительно. Надеюсь, что и у нас когда-нибудь власти придут к тому, что будет выделено место. Кстати, я тоже работаю в этом направлении. В том году мы провели соревнования от школы экстремальных видов спорта, которая сейчас активно продвигает стантрайдинг; там существует даже отделение стантрайдинга. И возможно, если нам удастся, во всех субъектах Федерации сделать маленькие федерации стантрайдинга, и мы наберем больше половины субъектов, то сможем заявиться как официальный вид спорта в России. И тогда государство обязано поддерживать наш вид спорта. Это сложная и большая работа, у меня, к сожалению, на это не хватает физически времени. Но уже есть энтузиасты, которые в этом помогают, и я даю им всю информацию, всю поддержку, которая от меня зависит, и я думаю, что можно будет что-то сделать.
Николай: Вот со стоянками торговых центров, действительно, классно. Есть дни, когда они практически пустые. Ну, вот почему в Европе так?! Почему им такие простые идеи приходят в голову, а тут, даже если кому-то и придет, ты это не протолкнешь вообще?
Марат: Потому что это никому не надо.
Николай: Марат, помимо того, что ты катаешься на супермото, ты еще отличаешься тем, что ты вообще стриткиллинг практикуешь. Как сейчас с этим обстоят дела, гоняешь ли ты по улицам, и если гоняешь, то что можешь сказать про езду по городу?
Марат: Езда по улицам, это вообще, палка о двух концах. Мне же не 15 лет, и я не ношусь, как сумасшедший, по улицам, но так как я люблю мотоциклы с детства, это моя жизнь, и я себя без этого не представляю, то, конечно я езжу по улицам, иногда могу и вжарить на заднем и т.д. Но из опыта я скажу, если вы едете по улице на заднем колесе, и вы умеете делать эти трюки, скачете на мотоцикле, и делаете это в будничном трафике, то радостных людей не будет, вы никого не взбодрите совершенно (смеется). Вы получите кучу негатива, создадите опасную ситуацию, толку от этого не будет никакого. Если же вы около какого-то ночного клуба в пятницу вечером, где-то выдернете мотоцикл и в рамках разрешенной скорости проедете на заднем колесе, то, наверное, кому-то это понравится. Т.е. кому-то, кто выглянет из машины, это поднимет настроение, они на светофоре отдадут вам свои эмоции. Я, на самом деле, стриткиллингом в свободное время уже не занимаюсь, уже «накатался», как говорится. Но при желании, когда я еду, я всегда прохвачу на заднем колесе, поставлю на переднее, немножко побуксую. Другое дело, если снимается видео, когда получается разрешение на съемку… А так, носиться по улицам на заднем, - это уже нет, я уже ушел на площадку.
Николай: Марат, спасибо большое за интервью, очень было интересно тебя послушать, у тебя классный опыт. И вообще, хочу пожелать тебе много выступать в Европе, с разными интересными райдерами и , конечно, представлять Россию. Ты - молодец!
Марат: Спасибо! А вам, ребята, спасибо за такое интервью и желаю stuntex.ru развития и успехов!
Лучше, конечно, посмотреть!!!