Замена цепи и звезд на мотоцикле
Ведущую и ведомую звезду рекомендуется менять в комплекте с цепью. Необходимое количество зубьев на звездах и толщину цепи можно посмотреть в мануале. Изменение размера задней звезды на пару зубов некритично и практически незаметно. Для изменения передаточного числа лучше менять переднюю звезду, потому что это дешевле, и комплект будет легче. Один зуб на передней эквивалентен трем на задней звезде. У всех известных производителей есть высокопрочные цепи, так что установить более тонкую цепь - такой комплект будет легче.
Ведомые звезды бывают стальными, алюминиевыми и гибридными. Преимущества и недостатки – очевидны! Стальные – долговечные, но тяжелые. Алюминиевые – легкие, но быстро изнашиваются. Гибридные (зубья – сталь, тело звезды - алюминий) – обладают преимуществами стальных и алюминиевых, но стоят дороже.
Учитывая разнообразие звезд и цепей, нет фиксированных интервалов замены. Какие-то комплекты отходят 30000, какие-то износятся за 6000. Поэтому замену надо производить исходя из состояния звезд и цепи в конкретный момент. Если зубья на звездах загнулись или обломались – пора менять. Изношенные звезды провоцируют быстрый износ цепи и наоборот.
Цепь желательно покупать с антикоррозийным покрытие (золотистого цвета). Такая цепь требует меньше смазки при обслуживании, более чистая, меньше пачкает мотоцикл. Чем выше прочность, тем дольше будет ходить. Сальники должны быть с полостями под смазку, простые о-ринги долго не ходят.
Алгоритм замены следующий:
- Подобраться к передней звезде, сняв и открутив все необходимые кожухи и части.
- Разжать стопорное кольцо на передней звезде.
- Открутить фиксирующую гайку на передней звезде. Для этого поставить мотоцикл на первую передачу и нажать задний тормоз. Если колесо все равно прокручивается, его необходимо заблокировать. Заблокировать можно с помощью палки в заднем колесе. Самый простой и надежный способ - гайковерт!
- Снять цепь. Если цепь выбрасывается после замены, можно просто распилить болгаркой звено. Если необходимо сохранить цепь, то лучше аккуратно разомкнуть звено с помощью инструмента.
- Заменить переднюю звезду. Поставить стопорное кольцо и накинуть фиксационную гайку. Звезда устанавливается маркировками наружу.
- Заменить заднюю звезду. Для этого необходимо снять колесо. При установке новой звезды болты на ней надо затягивать по правилу двух треугольников (каждый следующий напротив предыдущего). После - установить колесо обратно.
- Определить необходимую длину новой цепи, прежде чем заклепывать. Для этого выставить настройки натяжения на минимум (цепь будет растягиваться в процессе эксплуатации). Накинуть цепь на звезды и максимально натянуть. Лишние звенья отрезать. Цепь можно укоротить на количество звеньев кратное двум (внутренне и внешнее), чтобы она сомкнулась на двух внутренних под замок.
- Соединить цепь замком и заклепать. Важно контролировать толщину звена штангенциркулем, чтобы не пережать.
- Затянуть гайку на передней звезде. Заблокировать колесо тормозом или упором, если потребуется. Загнуть стопорное кольцо под гайкой.
- Выставить натяжение цепи по мануалу, как правило, свободный ход по центру между осями звезд около 20-30мм. Важно контролировать симметричность маркировок положения оси колеса с обеих сторон. Если колесо будет перекошено - цепь и звезда износятся быстрее.
- Установить в обратном порядке все элементы, которые были сняты для замены звезд.
Из всех расходников звезды менять дольше всего и ответственность высока.
Примечание:
Спец. инструмент значительно облегчает смыкание и размыкание цепи. Конечно, можно обойтись с помощью молотка и керна, но расклепать пины звена качественно очень сложно.