Handbrake дублер заднего тормоза
Хендбрейк (handbrake) – ручной задний тормоз. В стантрайдинге необходим для исполнения вилли в позициях, при которых нельзя использовать ножной тормоз, например, хайчеир, ситстендер, спешал кей (50/50) и др. C помощью тормоза пилот контролирует мотоцикл в «угле», возвращая его из критического положения. Данная модификация используется райдерами, которые уже освоили вилли в циркуле и сидя, т.е. не новичками. Для новичков хендбрейк всего лишь 2-3 кг лишнего веса. В статье рассмотрены наиболее популярные способы и схемы, которые используются райдерами по всему миру. Стантер указательным пальцем контролирует сцепление, средним - хендбрейк, а остальными он держится за ручку руля. Поэтому важно, чтобы тормоз можно было легко контролировать одним пальцем. Это зависит от комбинации главного и рабочего цилиндров. Существует два способа вывода заднего тормоза на руль. Они отличаются ценой и схемой подключения.
Способы вывода заднего тормоза на руль
1) Врезка в главный цилиндр заднего тормоза банжо болта с фитингом и подключение к нему ручной тормозной машинки, которая устанавливается на левой ручке руля у рычага сцепления. Таким образом, задний тормозной суппорт используется для ножного и ручного тормоза. Данный способ был придуман первым, использовался всеми стантрайдерами до появления других решений, и используется многими по сей день, среди которых лучшие прорайдеры мира. Имеет особенность: нельзя одновременно нажать на ножную и ручную тормозные машинки. В стантрайдинге это не требуется, но отметить стоит.
На всех спортбайках стандартные задние суппорты двух поршневые. Для улучшения торможения желательно менять стандартный суппорт на 4-х поршневой - для этого придется менять кронштейн крепления суппорта. Также желательно менять задний тормозной диск на диск увеличенного диаметра. Данный апгрейд приводит к удорожанию системы.
2) Установка кронштейна под два суппорта и сборка независимой тормозной системы хендбрейк. В этом случае, ножной тормоз остается не тронутым, а для хендбрейк собирается отдельная схема: задний суппорт – тормозной шланг – тормозная машинка. Очевидно, такой подход дороже, т.к. нужен дополнительный суппорт, длиннее тормозной шланг и специальный кронштейн.
Эффективность работы хендбрейк не зависит от способа подключения, а зависит от комбинации главного (тормозная машинка) и рабочего цилиндров (суппорт). Разница между подключением через главный цилинд и сборкой отдельной магистрали в том, что в первом случае нельзя нажать тормоз одновременно рукой и ногой. Плюс при сборке отдельной системы можно использовать разные суппорты для ножного и ручного тормоза, например, если райдер предпочитает для ножного - 2-х поршневой, я для хендбрейк - один 4-х поршневой суппорт или два.
Тормозные машинки (главный цилиндр)
Выбор конкретной машинки зависит от предпочтений райдера и используемых суппортов. Традиционно радиальная машинка 13mm используется для 4-х поршневого суппорта, а радиальная машинка 16мм для двух 4-ех поршневых суппортов. При выборе машинки надо учитывать все ее характеристики, подробнее об этом читайте в отдельной статье.
Суппорты (рабочий цилиндр)
Суппорты лучше ставить от передних тормозов, чтобы было легче подобрать машинку. Если используются два передних радиальных суппора, то и машинка должна иметь характеристики близкие к характеристикам машинки от передних тормозов. Для установки таких суппортов потребуется специальный кронштейн. Существуют разные виды кронштейнов, но на эффективность хендбрейк они не влияют. Например:
Выводы
-
Не важно, каким способом вы вывели задний тормоз на руль, через главный цилиндр или собрали отдельную схему. Важно, какая используется тормозная машинка и суппорты.
-
Самый дешевый вариант: оставить стандартный суппорт и подключить машинку через главный цилиндр заднего тормоза. Тормозить такая система будет хуже всех остальных, но это не значит, что плохо. Несколько прорайдеров катаются с такой схемой и их все устраивает. Например: Tony Carbaja, KaneOne, такие парни как Humberto Ribeiro и Dan Jackson выигрывали свои титулы с таким хендбрейком.
-
Лучше ставить 4-х поршневой суппорт или два. Для этого придется ставить специальный кронштейн. Если останется стандартный тормозной диск - будут косяки с колодками (они будут не полностью стираться).
-
Идеальный вариант- 4-х поршневой суппорт или два и большой тормозной диск. В этом случае никакого «гемора» с колодками и лучшее торможение. Но стоить удовольствие будет дорого.
Хендбрейк очень дорогая система, но лучше не экономить и ставить проверенные решения! Если система не будет работать, деньги окажутся потраченными зря.